Отложенный полет. Отмены и задержки рейсов.
Когда вы покупаете билет на самолет, вы заключаете договор с авиакомпанией. Сам билет является этим договором. Перевозчик обязуется доставить вас в нужное место, а вы обязуетесь это оплатить. Купив билет, вы выполнили свои обязанности по этому договору. Если ваш рейс задерживают или отменяют – это нарушение обязанностей авиакомпании по договору.
Но есть такое понятие, как форс-мажор, т.е. когда задержка рейса происходит по независящим от авиакомпании причинам.
В статьях 794 и 795 Гражданского кодекса описаны все ситуации, когда авиакомпания виновата в задержке рейса, а когда нет:
«За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика».
К таким причинам можно отнести плохую погоду, стихийное бедствие, угрозу террористического акта, неисправность самолета, требование органов безопасности, забастовку персонала и т.п. В этом случае компания не виновата в срыве своих обязательств по договору и получить от нее компенсацию нанесенного вам ущерба не получится.
Если же самолет был задержан или вовсе вылет был отменен по другим причинам, то это, несомненно, вина перевозчика и вы имеете право на компенсацию. Даже если на рейс пришло всего 10 человек, и компания отменила его из-за невыгодности полета.
Если посмотреть внимательно на свой авиабилет, то там можно найти примерно такую фразу «время вылета, указанное в билете, в расписании и прочих документах не гарантируется и не является частью договора» и дается ссылка на Варшавскую конвенцию. Таким образом авиакомпании пытаются обезопасить себя от претензий за срыв сроков.
Но, что интересно, в тексте Варшавской конвенции нет ни слова о том, является ли время вылета частью договора или нет. Как показывает российская судебная практика, время вылета и время в полете считается судом неотъемлемой частью договора и судьи оказываются на стороне пассажира. Поэтому можете смело игнорировать подобные приписки в билете.
Нанесенный ущерб вам придется доказывать в суде. Сделать это можно как по месту регистрации авиакомпании, так и по вашему месту жительства. Позаботьтесь о документальных подтверждениях нанесенного вам ущерба. Это могут быть и билеты на концерт, на который вы опоздали из-за задержки рейса, и туристическая путевка с оплаченным отелем и экскурсиями. Как правило, суды принимают это все во внимание и назначают сумму компенсации, которая покрывает все ваши издержки.
Но всё это касается нанесенного ущерба из-за срыва срока вылета. Возможно вы просто летите навестить родственников и задержка рейса не наносит вам никакого ущерба, кроме самого факта томительного ожидания в аэропорту. Так что же делать во время этого ожидания?
Согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года за №82) авиакомпания обязана:
При задержки или отмене рейса:
- Организовать хранение Вашего багажа
- Предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- При ожидании отправления рейса более двух часов — обеспечить прохладительными напитками, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте;
- При ожидании более четырех часов — обеспечение горячим питанием (и далее каждые шесть часов в дневное время, и каждые восемь часов — в ночное время);
- При ожидании вылета более шести часов в ночное время — размещение в гостинице, трансфер;
- При ожидании вылета более восьми часов в дневное время — размещение в гостинице, трансфер.
Всё это авиакомпания обязана сделать за свой счёт, т.е. совершенно бесплатно для вас. И в независимости от причин задержки рейса (согласно тем же Правилам).
Кроме того, если причиной задержки не является форс-мажор, то авиакомпания обязана выплатить вам компенсацию в размере 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания как компенсацию за опоздание (согласно «Закону о защите прав потребителя», статья 28, пункт 5), а так же 0,25 МРОТ за каждый час ожидания как штраф (согласно статье 120 «Воздушного кодекса РФ»). Но не более, чем 50% от стоимости билета.
Как правило, крупные авиакомпании исполняют данные требования законодательства, но нередки случаи, когда эти нормы игнорируются перевозчиками.
Что же делать, если ваши права не выполняются и никто не собирается вас поить и кормить, хотя положенное время уже вышло? Очень просто. Как советуют юристы, вы можете самостоятельно пообедать и предъявить счет за обед авиакомпании. И она обязана будет его оплатить.
Вам необходимо подойти к стойке регистрации и получить справку с указанием времени задержки рейса, или поставить на билете специальный штамп. Этим вы документально подтвердите задержку рейса. Через два часа после момента предполагаемого вылета по расписанию вы можете купить себе прохладительные напитки, через четыре часа сходить пообедать в ресторан, а если время подошло, то и отправиться в гостиницу. При этом важно сохранить все чеки и счета за данные услуги.
Теоретически вы можете заказать себе президентский люкс в дорогом отеле, сходить пообедать в самый лучший ресторан, но вам потом придется доказывать в суде, что это была необходимая и вынужденная мера. Лучше всего выбрать ближайшую гостиницу и пообедать в недорогом ресторане. Тогда доказывать ничего не придется. Но это всё вы можете делать самостоятельно, только если авиакомпания сама не организовала обед или гостиницу для всех пассажиров. Иначе вам никто не оплатит вашу самодеятельность.
После этого вам будет необходимо написать заявление в авиакомпанию с просьбой возместить все расходы и выплатить компенсацию за задержку. К заявлению необходимо приложить все чеки (за обеды, гостиницу и т.п.), справку о задержке рейса (выданную на стойке регистрации) и сам билет. Как правило, авиакомпании не доводят дело до суда, т.к. для них это заведомо проигрышное дело и возмещают все расходы пассажира, связанные с задержкой рейса. Если не было форс-мажора, то и с компенсацией не будет никаких проблем. Но если ответа не последовала – смело обращайтесь в суд.
Многие пассажиры думают, что все эти правила распространяются только на регулярные рейсы. Однако это не так. Данные нормы полностью распространяются и на все чартерные рейсы. По закону нет разницы, какой рейс задержан – регулярный или чартерный. Ответственность перевозчика одинаковая.
Совершенно по другому дела обстоят, если перевозчиком является европейская компания или российская компания, но самолет задерживают в Европе. Согласно «Общим правилам компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов» (этим правилам подчиняются перевозчики, зарегистрированные в Европейском союзе, а так же все иностранные перевозчики, совершающие посадку в европейских городах), авиакомпания обязана не только накормить вас и отвезти в гостиницу, но и дополнительно выплатить от 250 до 600 евро в зависимости от срока задержки и дальности полета.
Солидные западные компании обычно не ждут, когда вы будете требовать обед и компенсацию, а самостоятельно накормят вас, отвезут в отель и выдадут деньги. Да, кстати, доказывать нанесенный задержкой рейса ущерб (например, за срыв сделки) лучше всего в суде той страны, где зарегистрирована авиакомпания. Там можно получить неплохую компенсацию за моральный вред, а так же за упущенные доходы. У нас в России это сделать не удастся. Нет прецедентов.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, нужно уяснить для себя , что в случае если ваш рейс задержан, вы имеете полное право на бесплатный обед, гостиницу, а так же компенсации и штрафы (если рейс задержан не по форс-мажорным причинам). Если авиакомпания отказывается в добровольном порядке это организовывать, вы можете «самостоятельно выполнить обязанности авиакомпании», а потом потребовать от нее компенсации всех ваших расходов. Суды в таких делах встают обычно на сторону пассажиров.
Ссылки по теме
- Федеральные авиационные правила
- Гражданский кодекс РФ
- Воздушный кодекс РФ
- Закон о защите прав потребителя
Отмены и задержки рейсов — вопреки впечатлению, которое создается теленовостями, — дело не такое уж и частое, особенно если не летать русскими чартерами. Но даже если что-нибудь подобное с вами и случится, ничего особенно трагичного в таких ситуациях нет — надо лишь знать, что делать и на какую компенсацию вы вправе рассчитывать.
Задержка и отмена рейсов
Общие европейские нормы компенсаций распространяются на рейсы авиакомпаний стран Евросоюза, а также на рейсы других авиакомпаний, вылетающих из аэропортов ЕС, включая французские заморские территории. Другими словами, если для перелета, скажем, из Москвы в Мюнхен, вы выбираете между «Аэрофлотом» и Lufthansa, стоит иметь в виду, что во втором случае европейские правила будут распространяться на весь билет, а в первом — только на обратный перелет из Мюнхена в Москву.
В случае отмены рейсов эти нормы предусматривают несколько уровней компенсации — от €250 до 600, в зависимости от продолжительности полета. Компенсация снижается вдвое, если авиакомпания быстро предоставила альтернативный маршрут. Денежные компенсации авиакомпания обязана выплатить в течение 7 дней, но для их получения следует вовремя зарегистрироваться на рейс.
А вот при задержках вылетов положена не денежная компенсация, а только питание и ночлег. Если задержка — более 5 часов, вы вправе потребовать возврат денег за билет и при необходимости доставку вас обратно в исходную точку маршрута. Кроме того, вне зависимости от времени задержки пассажир может предъявить авиакомпании претензии за понесенный в результате опоздания ущерб (до приблизительно $6360), а в случае отказа — обратиться в суд.
Разумеется, авиакомпании прилагают все усилия, чтобы не выплачивать компенсации, например, объявляют рейс не отмененным, а задержанным. Кроме того, европейские правила снимают с перевозчиков ответственность в ряде случаев, среди которых — забастовки, неблагоприятные погодные условия и внезапно выявленные проблемы с безопасностью полета на воздушном судне; особенно последний пункт настолько расплывчат, что многие перевозчики первым делом апеллируют к нему. В Европе появились уже даже коммерческие структуры вроде EUclaim (www.euclaim.co.uk), готовые судиться с авиакомпаниями за вас, но в случае успеха они возьмут себе до 24% компенсации.
В России ситуация тоже улучшается — Минтранс вводит новые правила авиаперевозок, которые будут действовать на всех рейсах, в том числе чартерных. По этим правилам в случае отмены или задержки рейса по любым причинам, включая погодные условия, перевозчик обязан организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до 7 лет. При задержке более чем на 2 часа — обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками и предоставить им возможность совершить два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте. Горячее питание должно быть организовано при опоздании более 4 часов, а затем — каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью. В случае задержки более 8 часов днем и более 6 часов ночью компания должна обеспечить пассажирам гостиницу и транспорт до нее и обратно.
А вот с денежными компенсациями в России пока проблема. Хотя после январских задержек чартеров Минтранс и выразил желание установить подобные европейским правила, реальных решений еще не принято. Сейчас этот вопрос регулируется Воздушным кодексом, предусматривающим всего лишь 0,25 МРОТ (25 р.) за каждый час задержки (но в сумме не более 50% стоимости билета), да и то с оговоркой — в случае, если самолет опоздал по вине авиакомпании. Еще один вариант — Закон о защите прав потребителей, требующий компенсировать 3% стоимости билета за каждый час просрочки. Правда, обращение в суд может помочь и здесь: в последнее время суды приняли ряд решений в пользу пассажиров сильно опоздавших рейсов. Компенсации по суду доходили до нескольких десятков тысяч рублей, но разбирательство потребует сил и времени. Кроме того, нужны доказательства понесенного ущерба, в том числе счета из ресторанов и гостиниц, чек за такси, купленный новый билет и тому подобное. Кстати, эти доказательства пригодятся и для внесудебного разбирательства с авиакомпанией. Сейчас некоторые российские компании (к примеру, «Трансаэро») предпочитают добровольно выплачивать определенные компенсации, чтобы не доводить дело до суда.
Та же «Трансаэро» в феврале пообещала выплачивать компенсации по европейским нормам — правда, о реальных случаях таких выплат пока не известно. «Сибирь» же предлагает купить страховку от возможных проблем: при задержке рейса более чем на 3 часа по ней вернут подтвержденные расходы на такси, гостиницу, питание и тому подобное в пределах 10000 рублей, компенсируют потерю багажа (стандартная выплата в 15000 р.), а также оплатят ущерб от повреждения багажа. Цена полиса — 100 рублей в одну сторону и 150 туда-обратно.
Отказ в посадке на рейс
Почти все авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем количество мест на борту. Расчет на то, что кто-то опоздает, а кто-то в последний момент сдаст билет или перенесет дату и самолет все равно улетит полным. Если же расчет не оправдается, авиакомпании обязаны сначала поискать среди пассажиров добровольцев, которые согласятся лететь следующим рейсом за некоторые бонусы в виде денег или полетных ваучеров. В зависимости от времени задержки, могут также предоставляться талоны на еду и ночь в гостинице. К примеру, Air France предлагает на внутренних рейсах ваучеры ценой в 100 евро, на европейских — в 150, на дальних — в 300 евро. Деньгами Air France заплатит добровольным отказникам вдвое меньше. Соглашаясь на такой вариант, следует сначала узнать, где и когда можно будет применить полетные ваучеры, когда авиакомпания все же отправит вас к месту назначения, что она обеспечит вам на время задержки и т.п.
Если добровольцев не нашлось, ссаживать с рейса начинают в принудительном порядке — как правило, тех пассажиров, которые зарегистрировались последними. В США отказ пассажиру в перевозке из-за овербукинга является вообще единственным случаем, в котором ваши права охраняются законом; размер компенсации зависит от длительности итоговой задержки и варьируется от стоимости самого билета до $300 максимум. В Евросоюзе в таких случаях действуют те же правила, что и в случае отмены рейсов.
Компенсация в зависимости от расстояния
Рейсы до 1500 км:
- Отмена рейса или отказ в перевозке из-за овербукинга — €250 (€125 — если авиакомпания доставляет вас в пункт назначения альтернативным маршрутом с общей задержкой менее 2 часов)
- Задержка рейса на 2 часа и более — еда и напитки, два телефонных звонка, факса или email. При переносе рейса на следующий день — гостиница и транспорт из аэропорта
- Вынужденное понижение класса обслуживания — 30% стоимости билета
Рейсы более 1500 км внутри ЕС, прочие рейсы от 1500 до 3500 км:
- Отмена рейса или отказ в перевозке из-за овербукинга — €400 (€200 — если авиакомпания доставляет вас в пункт назначения альтернативным маршрутом с общей задержкой менее 3 часов)
- Задержка рейса на 3 часа и более — еда и напитки, два телефонных звонка, факса или email. При переносе рейса на следующий день — гостиница и транспорт из аэропорта
- Вынужденное понижение класса обслуживания — 50% стоимости билета
Рейсы более 3500 км:
- Отмена рейса или отказ в посадке из-за овербукинга — €600 (€300 — если авиакомпания доставляет вас альтернативным маршрутом с общей задержкой менее 4 часов)
- Задержка рейса на 4 часа и более — еда и напитки, два телефонных звонка, факса или email. При переносе рейса на следующий день — гостиница и транспорт из аэропорта
- Вынужденное понижение класса обслуживания — 75% стоимости билета
Что делать если вы прибыли в пункт назначения, а ваш багаж потеряли или перепутали и отправили с другим самолетом?
Если вы обнаружили, что ваш багаж не прилетел вместе с вами - немедленно обратитесь к администратору в аэропорту. Понадобится предоставить квитанцию, о том, что у вас был багаж. После этого, ответственная сторона составит протокол о его потере.
Если у вас с собой больше не было багажа, то вам обязаны выдать вещи первой необходимости. Так же, вы можете обратиться за просьбой оплатить вам покупку одежды, если багаж не нашли в течение нескольких дней.
Если багаж потеряли с концами, то авиакомпания заплатит вам компенсацию в размере 20 долларов за каждый килограмм багажа. Поэтому, если вы везете ценные вещи, то лучше застраховать их заранее.